Павильон Армиды (Черепнин)

Балет представлен в одном акте, трех картинах по музыке Николая Черепнина, Либретто Александра Николаевича Бенуа.
Зарождение данного произведение началось в 1903 году, когда Дирекция императорских театров предлагает Бенуа, лидеру художественной интеллигенции, написать сценарий одноактного балета по новелле Готье «Омфала».  Для создания музыкального сопровождения был приглашен Черепнин, известный на тот момент в городе Санкт-Петербурге музыкант и близкий к Бенуа композитор.  В музыкальных и танцевальных основах балета отразилось воздействие на Бенуа балетов Чайковского, Глазунова.
После написания, балет был представлен дирекции театров, однако какое-то время оставался невостребованным.  Дал право на «оживление» балета начинающий хореограф М.Фокин, поставивший вторую картину «Павильона Армиды», ту часть, в которой оживает гобелен. Представители дирекции высоко оценили работу хореографа на спектакле, который состоялся 15 апреля 1907 года.
Музыкальная часть балета в постановке М. Фокина выдержана в романтическом стиле и совсем не соответствует духу аристократического балета французского двора.

 

Рассмотри сюжет балета. Действующие лица делятся на две группы: центральные и лица сновидения. Центральные действующие лица – это: Виконт Рене де Божанси и его слуга Баттист, Маркиз- владелец павильона, Почтальон, Пастух и Пастушка, а также Слуги маркиза.
Действующими лицами сновидения являются: Виконт Рене де Божанси в образе Ринальдо, Маркиз в образе царя Гидрао, Маделена в образе Армиды и ее наперсницы Фениса, Сидония и Миранда, Главный раб Армиды, Придворные, кавалеры, дамы, свита Гидрао, герольды, невольники, маги, тени, гении часов, демоны, ведьмы, одалиски.

Действие происходит во Франции, 18 веке. На улице свирепствует гроза, и Рене Божанси оказывается в ловушке непогоды прямо у замка Маркиза. В сопровождении слуги, виктонт спешит на встречу со своей невестой. По городу давно ходила молва, что Маркиз продал свою душу дьяволу. Маркиз предлагает путникам скрыться от непогоды в парковом павильоне, где ранее жила Маделена, дева пленительной красоты, названная Армидой. Ходили слухи, что портрет этой красавицы, висящий на стене павильона, обладает магическими чарами, опасными для людей. Виконт Рене, измученный непогодой и трудной дорогой, без ума от своей невесты и скорее хочет ее увидеть, он не страшится легенд и с радостью принимает приглашение Маркиза переночевать в павильоне. Когда гости вскоре засыпают, ночь укрывает землю своим полотном и буря отступает прочь. Когда гобелен освещается мерцанием и светом, Виконт пробуждается ото сна. Причиной его пробуждения является сам Амур в сопровождении двенадцати светящихся гениев часов.

Наступает второе действие балета.

Армида давно тоскует по своему рыцарю Ринальдо. Павильон в миг преображается: расцветают пышные сады царя Гидрао. Виконт Рене де Божанси предстает в  образе Ринальдо перед Армидой в тот самый миг, когда могущественный Гидрао касается его волшебным жезлом. Армида и ее рыцарь снова вместе.

На рассвете слуга будит своего господина ото сна. Первое, что видит виконт – это изображение Армиды на полотне гобелена, он пытается вспомнить, что произошло прошлой ночью. В смятении, виконт рассказывает Баттисту сон, чем пугает слугу не на шутку. Слуга призывает покинуть замок Маркиза и поспешить к невесте. Но после волшебного сна Виконт уже совсем не думает о своей суженой и не торопится уезжать.

Баттист спешит собрать вещи и уехать из страшного замка и не замечает появления Маркиза. Виконт Рене понимает, что  хозяин замка и есть царь Гидрао и убеждается в этом, когда Маркиз отдает ему шарф, которым Армида обвила его во сне. Виконт всматривается в гобелен и не верит своим мыслям. От переполняемых чувств он теряет сознание. Слуга Баттист проклинает Маркиза, оказавшегося колдуном, приютившим их в непогоду.

Добавить комментарий