Блистательные любовники (Люлли)

Балет — комедия. Композитор Ж. Б. Люлли. Балетмейстер Ж.-Б. Мольер.

Музыкальное вступление. Море, скалы, на вершинах которых 8 рек, а у подножия по 12 тритонов, купидоны восседают на дельфинах, а на легком облачке появляется Бог Эол, который усиливает ветра и поднимает из воды остров. Декорации подчинены строгой геометрии, все пропорционально и симметрично. Под аккомпанемент жемчужных раковин появляется Бог Нептун. Нептун говорит о своем великом назначении повелевать стихией воды. В это время, два озорных принца пытаются привлечь внимание прекрасной принцессы Эрифилы танцами и весельем. Чтобы добиться расположения принцессы, юноши устраивают спектакль и приглашают всех посмотреть его.

Continue reading

Ванина Ванини (Каретников)

«Ванина Ванини» — балет патетического содержания, героическая и любовная драма о карбонариях, движение которых в первой трети 19 века породило множество сюжетов литературных и музыкальных произведений. Балет создан в СССР, где такая тематика была всегда востребована и актуальна. Премьера состоялась в 1962 году в Большом театре в Москве. Музыка Н. Каретникова, либретто создано по новелле Стендаля постановщиками балета хореографами Н. Касаткиным и В. Василёвым.

Continue reading

Балет цыганок (Каччини)

Впервые Балет цыганок (Каччини) состоялся 24 февраля 1615 года во дворце Палаццо Питти в итальянском городе Флоренция. Начинается балет с красивейшего музыкального вступления, после которого, напевая, из реки Арно появляется сам Арно. На нем надет большой парик, а его лицо украшает большая белая борода. В руке он держит сосуд, который исторгает воду. Затем появляются восемь поющих нимф, которые по грудь появляются из этой же реки, они очень красивы и хорошо убраны, на них тоже надеты парики и различные красивые украшения. Пропев много строф, прекрасны нимфы пропадают вместе с Арно.

Continue reading

Граф Кастелли, или Преступный брат (Давыдов)

Балет — трагедия, композитором к которому является С.Давыдов. Балетмейстер — И. Вальберх.

Прованс 15 век.

1 действие. Гора, видны лес и кустарники. На живописном холме расположен замок главного героя Кастелли. У подножья холма озеро.Справляется свадьба крестьян графа. Приходят сам граф, его супруга Ильдегерда, с 6 летним сыном, брат Роланд и рыцари. Супруги поздравляют новобрачных. Все веселятся, кроме Роланда, который тайно влюблен в жену своего брата. Потанцевав вдоволь, все расходятся.

Continue reading

Треуголка (Фалья)

Балет «Треуголка», поставленный для труппы С. Дягилева балетмейстером Л. Мясиным, имел немалый успех, как и большинство представлений, показанных «Русским балетом» знаменитого антрепренера. Музыка Мануэля де Фальи, либретто Г.М. Сьерра. Премьерный показ состоялся в Лондоне в 1919 году. Балет с красочными костюмами, стилизованными в образе моды начала 18 века, искрометная сатира, умело переданная языком танца, легкий комедийный жанр и обилие зажигательных танцев и музыки – все это было необыкновенно привлекательным для зрителей, уставших от драматических событий военного и революционного времени.

Continue reading

Безделушки (Моцарт)

« Безделушки» — одноактный балет Вольфганга Моцарта по либретто Новерра был поставлен на сцене в июне 1778 года, на подмостках Королевской академии музыки, в Париже. В XVIII веке балет только зарождался и французский хореограф Новерр вместе с Моцартом, написавшим единственный балет, стали основателями этого жанра. До новаторских изменений хореографа танец занимал лишь второстепенную роль в оперных и драматических постановках без психологического накала и сюжетных образов.

Continue reading

Драгоценности (Джорджа Баланчина)

Балет в 3 частях:
I часть —«Изумруды»  зеленая,  музыка Г. Форе («Шейлок»,«Пеллеас и Мелизанда»)
II часть —«Рубины» красная, музыка И. Стравинского (Каприччио для ф-но  с оркестром);
III часть — «Бриллианты»   белая, музыка П. Чайковского (3 симфония, 2,3,4, и 5 части).
Хореография Дж. Баланчина.
Премьера:  Нью-Йорке., 1967г.

Continue reading

Велья Граций (Пери)

«Велья Граций» — балет, поставленный А. Риччи на музыку Я. Пери и Л дель Лиуто. Текст Г. Кьябреры.
Премьера состоялась в феврале 1615 года во флорентийском Палаццо Питти.
В эпоху Ренессанса занавес в театре не поднимался, его роняли вниз, так было и на премьере балета «Велья Граций». После того, как все зрители разместились на соответствующих местах, и занавес упал, начался спектакль.

Continue reading

Египетские ночи (Аренский)

«Египетские ночи» — единственный балет в творческом наследии известного композитора А. Аренского, которому принадлежит также авторство либретто, написанного по новелле Т. Готье. Первоначально балет готовился к постановке хореографом Л. Ивановым, но его премьера так и не состоялась. Зрители увидели балет в постановке М. Фокина в 1908 году, а через год С. Дягилев показал балет в рамках «Русских сезонов» в Париже, где он имел оглушительный успех. «Египетские ночи» — поистине новаторский для своего времени балет. Фокин привлек в качестве источника для постановки поз и пластики танцоров изображения на египетских фресках. Успеху способствовали великие балерины, приглашенные на роли главных героинь, — И. Рубинштейн и А. Павлова.

Continue reading

Коппелия (Делиб)

Балет «Коппелия» имел заметный успех на премьере в парижском Grand Opera в 1870 году. Захватывающий сюжет сочетает иронию и глубокие акценты на непредсказуемости человеческих чувств и предпочтений, затрагивает тему, которая часто обыгрывается современным искусством в условиях техногенной цивилизации, а именно – приоритетность и истинность душевных качеств человека в сравнении с любыми попытками «очеловечить» пусть совершенные, но неодушевленные творения человеческих рук и интеллекта. Continue reading